Карта суден в Панамському каналі

На карті АІС показані позиції судів (кораблів) у Панамському каналі.

Панамский канал — судоходный канал, соединяющий Панамский залив Тихого океана с Карибским морем и Атлантическим океаном, расположен на Панамском перешейке на территории государства Панама. Длина — 81,6 км, в том числе 65,2 км по суше и 16,4 км по дну Панамской и Лимонской бухт (для прохода судов к глубокой воде). Строительство Панамского канала стало одним из крупнейших и сложных строительных проектов.

История Панамского канала

Панамский канал не зря называют восьмым чудом света. Этот шедевр инженерной мысли – один из самых напряженных, протяженных и сложных в исполнении искусственных водных путей в мире. Да и вряд ли еще какое-либо инженерной сооружение на Земле имеет такую богатую и драматическую историю.

Документальный фильм Discovery

История канала уходит своими корнями гораздо глубже — в 16 век. В 1513 испанский исследователь Васко Нуньес де Бальбоа стал первым европейцем, который обратил внимание на чрезвычайно тонкий Панамский перешеек, отделяющий Атлантический и Тихий океаны. Открытие Бальбоа зажгло поиск естественного водного пути, связывающего два океана. В 1534, после того, как не было найдено никакого естественного пути, император Священной Римской империи Карл V приказал исследовать возможность строительства канала. Инспекторы в конечном счете решили, что строительство судоходного канала в этих местах невозможно.

Король Испании Филипп II наложил запрет на рассмотрение подобных проектов, поскольку «что Бог соединил, человек разъединить не может». В 1790-е гг. проект канала был разработан Алессандро Маласпиной, его команда даже обследовала трассу строительства канала. В связи с ростом международной торговли интерес к каналу ожил к началу XIX века; в 1814 году Испания приняла закон об устройстве междуокеанского канала; в 1825 году аналогичное решение принимает конгресс центрально-американских государств.

Тем не менее, первая попытка строительства судоходного пути на Панамском перешейке датируется лишь 1879 годом. Проект принадлежал французскому инженеру Фердинанду Лессепсу, который до этого руководил работами по строительству Суэцкого канала в Египте. Под председательством Лессепса была создана «Всеобщая компания межокеанского канала», акции которой приобрело более 800 тыс. человек. Компания выкупила у инженера Уайза концессию на постройку Панамского канала, полученную им у правительства Колумбии в 1878 году.

1 февраля 1881 года началось строительство канала. Он должен был пролегать на уровне моря, без шлюзов и плотин. Через перевал на стыке горных цепей Верагуа и Сан-Блас предполагалось проложить тоннель. Первоначальная стоимость в $200 млн была снижена и составила $120 млн. К 1888 году на строительство канала было истрачено $300 млн, однако выполнена была только треть работ.

Компания постоянно выпускала новые облигации, привлекая инвесторов, однако неверно рассчитанный проект серьезно осложняли строительство. Имеющееся оборудование быстро ржавело в тропическом климате и выходило из строя. Но больше всего доставалось самим рабочим. Живущие в панамских джунглях москиты являлись разносчиками жёлтой лихорадки и малярии. Это привело к заболеваниям и летальным исходам. В общей сложности погибло 22 тыс. человек, что в то время было соизмеримо с потерями во время войны.

В 1889 году компанию решено было распустить, а вокруг ее деятельности во Франции через несколько лет разгорелся скандал, в результате которого обнаружилась грандиозная система подкупа парламентариев, членов правительства и прессы. Скандал привел к политическому кризису и падению правительства во Франции.

В 1894 году образовалась новая французская компания по постройке Панамского канала, начавшая работать над устройством шлюзованного канала.

В 1902 году США заявили о намерениях построить конкурентный канал в Никарагуа и приняли соответствующий билль, после чего французская компания по строительству Панамского канала была продана правительству США за $40 млн.

В начале 1903 года Колумбия и США подписали договор, по которому Колумбия отдавала в аренду Соединенным Штатам сроком на 100 лет полоску земли для сооружения Панамского канала, за что США согласились единовременно выплатить $10 млн и затем по истечении 9 лет ежегодно выплачивать по $250 тыс. при сохранении суверенитета Колумбии над зоной Панамского канала.

4 ноября 1903 года француз Бюно-Варилья, возглавивший сепаратистское движение Панамы за отделение от Колумбии, при содействии военного флота США осуществил восстание в стране. 18 ноября того же года США договорились уже с новообразованным правительством Панамы о вечной аренде зоны канала. 26 февраля 1904 года территория, прилегающая к каналу, в 1422 кв.км и с населением 14,47 тыс. человек была присоединена к Соединенным Штатам и названа «Зоной Панамского канала».

Согласно официальным сведениям, стройка обошлась американцам $375 млн. В ней участвовали 70 тыс. рабочих, около 5,6 тыс. человек погибло при строительстве. Первое судно (океанский пароход SS Ancon) по нитке канала прошло 15 августа 1914 года, но большой оползень в октябре помешал открыть движение в том же 1914.

Для укрепления обороны на подступах к каналу США приобрели расположенные поблизости острова: от Панамы были получены тихоокеанские острова — Маргариты, Перке, Наос, Кулебра и Фламенко; у Дании были куплены в 1917 за 25 млн долларов острова Сент-Джон, Санта-Крус и Сент-Томас; у Никарагуа в 1928 — Кукурузные (Корн) острова и у Колумбии — острова Ронкадор и Китасуеньо.

Официальное открытие канала состоялось лишь 12 июня 1920 года.

В августе 1945 года Япония планировала осуществить бомбардировку канала.

7 сентября 1977 года в Вашингтоне лидер Панамы О. Торрихос и президент США Д. Картер подписали договор о передаче панамскому правительству контроля над каналом с 2000 года. 23 октября 1977 года соглашение было ратифицировано парламентом Панамы, а 18 апреля 1978 года — сенатом США.

Конфигурация Панамского канала (до расширения)

Со стороны Атлантического океана (северо-западный конец) трёхкамерный шлюз «Gatun» соединяет Лимонскую бухту с озером Гатун. Со стороны Тихого океана (юго-восточный конец) двухкамерный шлюз «Miraflores» и однокамерный шлюз «Pedro Miguel» соединяют Панамскую бухту с руслом канала. Разница между уровнем Мирового океана и уровнем Панамского канала составляет 25,9 метра. Дополнительное водоснабжение обеспечивается ещё одним водохранилищем — Алахуэла.

Все шлюзы канала парные, что обеспечивает возможность одновременного встречного движения судов по каналу. На практике, тем не менее, обычно обе нитки шлюзов работают на пропуск судов в одном направлении. Размеры шлюзовых камер: ширина 33,53 м, длина 304,8 м, минимальная глубина 12,55 м. Каждая камера вмещает 101 тыс. м³ воды. Проводка крупных судов через шлюзы обеспечивается специальными небольшими железнодорожными локомотивами на электрической тяге, называемыми мулами (в честь мулов, ранее служивших основной тягловой силой для перемещения барок по рекам).

Администрацией канала были установлены следующие проходные размеры для судов: длина — 294,1 м, ширина — 32,3 м, осадка — 12 м в пресной тропической воде, высота — 57,91 м (размер от ватерлинии до самой высокой точки судна). В исключительных случаях судам могло быть предоставлено разрешение для прохода при высоте 62,5 м, при условии, что проход будет осуществлён с сильной осадкой.

На своём протяжении канал пересекается двумя мостами. Вдоль канала между городами Панама и Колон проложена автомобильная и железная дороги.

Расширение Панамского канала

Восьмое Чудо Света: Как расширяли Панамский канал

В 2006 году стало известно о масштабной реконструкции канала. По ее итогам в канал смогут проходить суда водоизмещением до 170 тыс.тонн. Пропускная способность возрастет до 18,8 тыс. судов в год, грузооборот - до 600 млн PCUMS. Ожидалось, что реконструкция обойдется в $5,25 млрд.

Однако работы по расширению были полностью остановлены в начале 2014 года из-за финансовых затруднений и невозможности достижения соглашения между руководством консорциума GUPS, который 15 июля 2008 года выиграл тендер на строительство, предложив осуществить необходимые работы за 3 миллиарда 118 миллионов долларов и закончить строительство к середине 2014 года, в который входит испанская компания Sacyr и, администрацией Панамского канала.

5 февраля стало известно о возобновлении работ по расширению Панамского канала. Однако, как строительной компании и администрации Панамского канала удалось прийти к консенсусу, не сообщалось.

В апреле 2015 года в ходе реконструкции были установлены новые шлюзовые ворота. В администрации канала это событие назвали историческим.

26 июня 2016 года состоялась церемония, посвященная завершению работ по реконструкции и ремонту Панамского канала. По обновленному и расширенному каналу прошло первое судно, которым стал китайский контейнеровоз Panama, принадлежащий китайской компании Cosco.

Возможность первым пройти новые шлюзы была разыграна в лотерею ещё в апреле. На радостях контейнеровоз-победитель Andronikos был переименован в Panama. Высокая честь не отменила необходимости оплатить транзит – Cosco перечислила администрации канала $586.094,58.

Во время исторического транзита на борту Panama находилось 9.000 контейнеров. К месту своей славы контейнеровоз пришёл из греческого порта Пирей. Пройдя канал, судно направилось в Южную Корею.

На церемонии инаугурации глава администрации Панамского канала Хорхе Кихано сообщил о некоторых нововведениях, связанных с открытием новых шлюзов. Например, уже действует программа лояльности, которая предоставляет скидки контейнеровозам, чьи компании транспортируют через канал достаточно большие объёмы грузов. Более десяти контейнерных линий почувствовали преимущества новой программы с апреля этого года.

Контейнеровоз Panama длиной 300 м, шириной 48,25 м и вместимостью 9.443 TEU был построен в 2015 году. Судно относится к классу NeoPanamax. Примечательно, что строительством судна занималась Hyundai Samho Heavy Industries – эта же компания сконструировала клапаны для регулировки уровня воды при строительстве новых шлюзов Панамского канала.

Панамский канал сегодня

с 1 июня 2018 года в Панамском канале начал действовать новый максимум ширины судов в 51,25 м. Новый класс судна назвали Neopanamax, максимальные габариты которого позволяют ему проходить через расширенный Панамский канал.

На сегодняшний день по Панамскому каналу в одном направлении ежедневно проходит по два судна, предназначенных для перевозки LNG. А с 1 октября 2018 года отменены ограничения на проход по каналу в дневное время. Учитывая навигацию судов по озеру Гатун (Gatun Lake), отмена ограничений даст возможность проходить по каналу двум судам в противоположных направлениях.

Из 4000 судов класса Neopanamax, которые прошли по каналу после расширения шлюзов, 52% составляют контейнеровозы. Еще 27% составили суда, предназначенные для перевозки сжиженного нефтяного газа (LPG). На LNG-перевозчики пока приходится 10% от общего трафика. Оставшуюся часть транзитов совершили балкеры, ро-ро суда и пассажирские круизные лайнеры.

Будущее контейнеровозов класса Panamax

После открытия расширенного Панамского канала весь мир задаётся вопросом: есть ли будущее у контейнеровозов класса Panamax? Ведь канала, на прохождение которого рассчитаны эти суда, больше не существует.

По данным Балтийского и международного морского совета (BIMCO), за первые пять месяцев 2016 года объёмы утилизации контейнеровозов класса Panamax выросли втрое по сравнению с прошлым годом. Речь идёт о судах вместимостью от 3.000 до 5.999 TEU. Общая вместимость контейнеровозов этого класса, утилизированных в 2016 году, составляет 150.863 TEU. Примерно столько же Panamax’ов отправилось на слом с июня 2014 года по декабрь 2015 года. Проще говоря, за полгода было утилизировано столько же судов, сколько за полтора года до этого.

Интересные факты

  • Панамский канал контролировался США вплоть до 31 декабря 1999 года, после чего был передан правительству Панамы.
  • Приблизительно 236,4 миллионов литров пресной воды используются для прохода одного судна через панамский канал. Вода прибывает из озера Гатун, сформированного во время строительства канала путем перекрытия реки Чагрес. С площадью в 262 квадратных километра, Гатун был однажды самым большим искусственным озером в мире.

Подборка видео о прохождении судами Панамского Канала

LNG танкер Maria Energy - прохождение юбилейного 4-тысячного судна

29 июля 2018 года Панамский канал зарегистрировал прохождение юбилейного 4-тысячного судна класса Neopanamax - танкер Maria Energy, предназначенный для перевозки сжиженного природного газа (LNG).

Через Панамский канал прошёл самый большой в мире автомобилевоз

Авария в расширенном Панамском канале

Крейсер «Москва» проходит Панамский канал

28 сентября 2013 года Панамский канал проходит крейсер «Москва». Эти уникальные съемки были сделаны во время трехмесячного похода флагмана Черноморского флота гвардейского ракетного крейсера «Москва». Первую систему шлюзов крейсер преодолевал с помощью двух специальных локомотивов. Скорость кораблей в Панамском канале на разных участках варьируется, но в среднем не превышает 5-6 узлов (около 10 км/ч).